Виды ДМРВ и принцип работы

Автор Maks, 25 января, 2018, 02:09:36 pm

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Maks

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) занимает особое место в «подкапотной» табели о рангах впрыскового мотора. По своей сложности он уступает разве что контроллеру, к тому же его нельзя просто так взять и заменить подобным от другой модели.

ДМРВ относится к датчикам так называемого термоанемометрического типа. Он измеряет массу поступающего в двигатель воздуха, помогая определить необходимое для впрыска количество топлива. Его устанавливают между воздушным фильтром и дроссельным патрубком.



Задача ДМРВ - поддерживать на постоянном уровне сопротивление термозависимого чувствительного элемента. Можно сказать и иначе - не сопротивление, а температуру. В данном случае речь идет о терморезисторе - нити из платино-иридиевого сплава. По долгу службы он разогревается до фиксированной температуры, превышающей окружающую. Проходящий через него поток воздуха постоянно влияет на рассеиваемое им количество тепла - чем больше воздуха, тем лучше охлаждение и ниже температура. В результате сопротивление нити изменяется - чтобы вернуть его к прежнему уровню, электронная начинка меняет проходящий через нее ток. Последний фактически уже может служить мерой определения массового расхода воздуха, однако на практике используют не ток, а напряжение.

Всё чаще встречаются датчики  так называемого пленочного типа.





Принцип работы нитевых и пленочных датчиков одинаков - просто в последних нагревается не нить, а платиновая пленка, нанесенная на стеклянную подложку. Температура разогрева - 100-105°С. У нитевых температура повыше - 140°С у «Боша» и 170-180°С у отечественных. Точность нитевых датчиков составляет ±1%, а пленочных ±4%. Что касается замены «шила на мыло», то следует помнить: ДМРВ, контроллер и жгут проводов можно менять только комплексно, но об этом чуть позже.
Зачем понадобились пленочные изделия? Их производство обходится дешевле, и это объективный фактор. Запад отказался от нитевых датчиков, как нетехнологичных, - читай, дорогостоящих. Высокое быстродействие, хорошая точность и прочие преимущества ушли при этом на второй план. Такие трудоемкие операции, как монтаж чувствительного элемента или тарировка на продувочной установке, для пленочных датчиков максимально удалось автоматизировать: это и решило исход борьбы в их пользу.
В Европе внедрение пленочных ДМРВ стало возможным благодаря обязательному применению лямбда-зондов, позволяющих корректировать состав топливовоздушной смеси по содержанию кислорода в отработавших газах. Изменилась производительность форсунок, «ушла» характеристика ДМРВ - зонд сообщит, а контроллер подправит.

Заметим, что точность и быстродействие пленочных датчиков сегодня повышают путем применения флэш-микроконтроллеров, тонких подложек и других конструктивных решений. Кстати, регулировка СО в таких ДМРВ отсутствует - крутить больше нечего... Нужный параметр хранится теперь в энергонезависимой памяти блока управления: хочешь «подкрутить» - бери диагностический тестер и вперед!

В конце хочется добавить что  датчики массового расхода воздуха, очень требовательны к состоянию воздушного фильтра. У них частенько загрязняются платиновые спирали. Очистить их можно аэрозольным очистителем карбюратора, но очень аккуратно. Самые надежные-пленочные датчики. Если там не побывали чьи-то шаловливые ручонки, то они практически вечные. Во всяком случае, я не сталкивался с их отказом.