При недостаточном давлении автомобильная покрышка медленно, но верно «умирает»: при значении, на 20% меньшем нормы, срок службы шины уменьшается примерно на треть. А если давление еще ниже? Здесь уже речь может идти не об износе, а о катастрофическом разрушении покрышки: при определенных обстоятельствах колесо может «выстрелить» или разбортироваться — если скорость высока, машина становится неуправляемой. А теперь задайтесь вопросом: как часто вы проверяете давление в шинах своего автомобиля?

Чаще и «на холодную»
Большинство производителей рекомендует проверять давление в шинах раз в две недели (при интенсивных пробегах — каждые 2000 км). Дело в том, что воздух, пусть и постепенно, но уходит из колеса — материалы покрышки нельзя назвать абсолютно герметичными. Дополнительными факторами могут быть повреждения шины, негерметичность вентиля и т.д. В любом случае постепенно, но верно давление в колесе снижается. Кроме того, нелишним будет взять в руки манометр и перед дальней поездкой, особенно если ехать предстоит по скоростным трассам.
С понижением температуры давление в шинах падает, поэтому резкое похолодание — повод для внеплановой проверки. Сейчас как раз такая ситуация: на дворе мороз, а когда последний раз большинство автомобилистов выставляло давление в шинах?
Еще более важный вопрос — где проверять? Многие владельцы привыкли пользоваться услугами шиномонтажных мастерских или бесплатным компрессором на некоторых АЗС. Но учитывают ли они при этом, что в момент поездки шины нагреваются, а давление в них возрастает?
Пока вы доедете до компрессора, шины прогреются — придется вводить корректировку. Какую — точно никто не скажет (в зависимости от погодных условий и условий движения, ряда других факторов данные могут «плясать» в пределах нескольких десятых атм), именно поэтому проверка и корректировка давления «горячих» шин настоятельно не рекомендуются. Проводить замеры нужно «на холодную», то есть перед поездкой, пока шины еще не прогрелись, либо после продолжительной стоянки (не ранее чем через час после остановки). Поэтому делать это лучше все-таки по старинке: своим манометром перед выездом со двора.

Экспериментальным путем
Дабы все вышесказанное не носило чисто теоретический характер, мы вооружились манометром и провели ряд замеров. Вначале проверили теорию о «холодных» и «горячих» шинах (см. таблицу 1). На улице — минус 11 С, автомобиль как раз после ночной «спячки»… Три контрольных замера, и мы удостоверяемся: давление составляет всего 1,8 атм вместо рекомендованных 2,0 атм (к слову, давление проверялось всего за 10 дней до того…). Колесо подкачаем потом — нам важно выяснить, насколько изменятся показания манометра после того, как автомобиль пробудет в пути какое-то время.
Час езды по городу, 20 км позади — этого достаточно, чтобы колеса нагрелись. Очередная серия замеров выдает новый результат — 1,9 атм. Разница между проверкой «на холодную» и «на горячую» составила всего 0,1 атм, но, во-первых, температура окружающего воздуха была невелика, во-вторых, имела место размеренная езда, во время которой стрелка тахометра редко превышала 60 км/ч.
Динамичная езда, движение на высокой скорости, особенно когда температура покрытия намного выше нуля — все это приведет к тому, что разбежка будет куда большей. К слову, изменение давления в шинах во время движения — как раз то «зло», с которым приходится иметь дело в мире автоспорта. Ведь весь потенциал автомобиля, в конечном счете, зависит от контакта колес с дорогой, а вот каким он будет — это как раз вопрос правильно выставленного давления. Естественно, оно выбирается с учетом целого ряда факторов, в том числе и прогнозируемого прогрева покрышек.
Но то дела спортивные, а для гражданской езды свои правила. И они таковы: давление выставляется в соответствии с рекомендациями производителя — на установленную величину и в тот момент, когда покрышки «холодные».
Ну а как насчет зависимости показаний от температуры окружающей среды? Одно и то же колесо мы поместили в три разных климатических режима (см. таблицу 2). Сначала 12 часов оно провело в теплом боксе при температуре воздуха 18 С — давление составило 2,2 атм. Затем еще 12 в холодном боксе при температуре воздуха минус 3 С. Давление упало на 0,05 атм — до 2,15 атм. Немного? Ну а теперь одна ночь в багажнике автомобиля, где к утру наблюдалось минус 12 С. Давление опустилось до 1,95 атм — по сравнению с первоначальным значением оно снизилось на 0,25 атм!
Полученные данные подтверждают теорию: при незначительных колебаниях температуры окружающего воздуха корректировка давления не требуется. Но когда скачок более значительный (например, в нашем случае он составил 30 С), разница будет куда более существенной (опять же в нашем случае она составила более 10% первоначального значения). А ведь получить такую разбежку не так уж сложно: возьмите «теплое» колесо из отапливаемого гаража, выставьте давление, затем установите на автомобиль, который ездит по зимним дорогам, — вот вам и перепад в несколько десятков градусов…
контроль давления шинах Spider TPMS

Больше или меньше?
Правильно выставленное давление не только способствует максимальному сроку эксплуатации шин, но и обеспечивает комфортное и безопасное передвижение на автомобиле, позволяет наиболее эффективно использовать весь его технический потенциал.
Перекачанные шины делают реакции автомобиля острее, способствуют снижению расхода топлива (ведь сопротивление качению снижается). Но при этом все неровности машина проходит жестче — страдают и ездовой комфорт, и ресурс подвески. Кроме того, неравномерно изнашивается сама покрышка — быстрее «стирается» средняя часть беговой дорожки протектора.
При недостаточном давлении наблюдаются повышенные деформации шины, нагрев, что ведет к ускоренному износу или разрушению. Увеличивается сопротивление качению, что приводит к повышенному расходу топлива. Ухудшается управляемость, появляется риск проскальзывания покрышки относительно обода, а также возрастает вероятность «подлома» шины в крутом повороте, в результате чего возможен контакт колесного диска с дорогой, что чревато уже переворотом. Естественно, все это — следствие крайне низкого давления, до чего, как правило, доходит редко. Обычно даже самые «ленивые» владельцы отделываются лишь повышенным расходом топлива и ускоренным износом покрышек.
Но иногда пониженное давление действует во благо. Ведь в этом случае пятно контакта с дорогой возрастает — данное качество можно использовать при езде по бездорожью по слабому грунту. Но затем, выехав на дорогу с твердым покрытием, необходимо подкачать шины до необходимого значения давления.

Кстати…
Считается, что по состоянию покрышек можно определить, с каким давлением они эксплуатировались. Равномерный износ свидетельствует о том, что давление было в норме или близко к рекомендуемым показателям. Изношенная средняя часть протектора — признак того, что владелец предпочитал перекачивать шины, а вот при пониженном давлении больше страдают боковые части протектора.
Для каждой модели автопроизводитель рекомендует свои значения давления в шинах, причем они могут быть индивидуальными для каждой модификации или же зависеть от типоразмера шин. Следует также учитывать, что давление в шинах на передней и задней оси может отличаться. Нередко автопроизводитель указывает два значения: для автомобиля с частичной загрузкой (с водителем и пассажиром) и с полной — во втором случае давление должно быть увеличено на 0,2-0,3 атм (второе значение рекомендуется и при дальних поездках на высоких скоростях). Данные производителя указываются в инструкции по эксплуатации, а также в самом автомобиле — обычно информационная табличка размещается с внутренней стороны лючка бензобака либо в дверном проеме со стороны водителя (на центральной стойке либо на торце двери).
За «основными» колесами многие автомобилисты еще худо-бедно следят, а вот запасное, как правило, остается без внимания, и когда наступает час икс, «запаска» обычно оказывается пустой… Поэтому рекомендуется не только периодически проверять давление и в пятом колесе, но и перекачивать его примерно на 0,3 атм — про запас.

 

Таблица 1
Зависимость давления от «прогрева» покрышки
Состояние покрышки t окружающего воздуха Давление
«Холодная» -11 С 1,8 атм
«Горячая» -10 С 1,9 атм

 

Таблица 2
Зависимость давления от температуры окружающей среды
Место хранения колеса t окружающего воздуха Давление
Теплый бокс 18 С 2,20 атм
Холодный бокс -3 С 2,15 атм
Улица -12 С 1,95 атм

 

Вердикт
Поведение автомобиля на дороге во многом зависит от правильно выставленного давления в шинах. Как это сделать, мы рассказали, хотя можно было бы сказать проще: следуйте рекомендациям производителя. И не ленитесь время от времени проверять колеса, ведь это — залог вашей безопасности.

http://mobileelectronics.com.ua/wordpress/wp-content/uploads/2013/10/davlenie_shin1.jpghttp://mobileelectronics.com.ua/wordpress/wp-content/uploads/2013/10/davlenie_shin1-160x70.jpgfordmaxTPMSСтатьиTPMS,система контроля давления в шинахПри недостаточном давлении автомобильная покрышка медленно, но верно «умирает»: при значении, на 20% меньшем нормы, срок службы шины уменьшается примерно на треть. А если давление еще ниже? Здесь уже речь может идти не об износе, а о катастрофическом разрушении покрышки: при определенных обстоятельствах колесо может «выстрелить» или разбортироваться —...Mobile Electronics разработка и производство РЭА система контроля объектов охранные системы интеллектуальные датчики