Смазочные масла и мази — Справочник кустаря

I. Машинные масла и мази.
II. Смазочные масла и пасты, употребляемые при обработке металлов.
III. Смазочные мази для смазки приводных ремней.
IV. Смазочные масла для канатов.
V. Смазочные масла для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов.
VI. Колесные мази.
VII. Копытные мази.
VIII. Смазочные масла для разных целей.
IX. Смесь.
Еще недавно среди разнообразных сортов смазочных масел можно было встретить только растительные и животные жиры. В настоящее же время, когда научились очищать минеральные масла от вредных примесей, очищенные минеральные масла стали вытеснять все другие. Причины этого явления лежат не только в дешевизне минеральных масел, но и в целом ряде других их преимуществ. Минеральные масла стойки при хранении, могут быть приготовлены любого удельного веса и вязкости. Минеральные масла поступают в продажу под разными названиями, как-то: веретенное масло, машинное, цилиндровое, газовое и соляровое.
Для повышения смазочной способности к минеральным маслам иногда примешивают, хотя и в сравнительно незначительных пропорциях (5-25%), разные растительные и животные масла. Такие масла известны под названием масел компоунд.
Не указывая особенностей минеральных смазочных масел, вырабатываемых заводским массовым путем, мы даем ряд рецептов разнообразных смазочных смесей, применяемых в указанных случаях.I. Машинные масла и мази.
1. Консистентные машинные масла, известные больше под названием машинных мазей, употребляются главным образом для смазки шестерен, зубчатых колес, цепей и т. п. трудно доступных машинных частей. Они очень экономичны в расходовании, так как при остановке машины быстро затвердевают.
Чаще всего консистентные мази представляют собою коллоидальные растворы известковых или натронных мыл, жиров, жировых и смоляных кислот. Они содержат в себе не более 1-5% воды и столько же зольных веществ.
Как видно из нижепомещенных рецептов, для приготовления консистентных мазей употребляют самые различные материалы. Для мазей высшего сорта не следует употреблять отбросов жира. Нейтральным жирам нужно отдать предпочтение перед жировыми кислотами, так как жировые кислоты скорее омыляются. При употреблении жировых кислот приходится прибавлять больше минерального масла. В качестве извести употребляют лучший сорт ее- жженый мрамор, свободный от песчинок.
Изготовление консистентных мазей производится в нагретых паром котлах, причем для некоторых целей требуется применение перегретого пара. Для растирания мазей до их охлаждения требуется иметь котел с рубашкой для охлаждения водой. Кроме того, требуется иметь вальцовку для выравнивания массы в случае образования в ней комков.
Процесс изготовления консистентных мазей в общих чертах состоит в следующем: в котле производят омыление жира или жировой кислоты с прибавлением половины пропорции минерального масла. Известковое молоко наливают в вышестоящий сосуд, откуда оно через сито льется в нагретую до 80° Ц смесь. Перед прибавлением известкового молока или щелока пускают в ход механическую мешалку, которая должна действовать во все время процесса омыления. Когда омыление наступит, прибавляют, при частом размешивании, остальное минеральное масло, нагретое до 80-90° Ц. Наступившее омыление узнается по тому, что вынутая и охлажденная проба, при надавливании на нее пальцем, не выпускает из себя больше масла или водянистой жидкости. После прибавления остатка минерального масла размешивают дальше до получения однородной массы, оставляют в покое в течение 5-6 час, хорошо прикрыв, а затем сливают из крана у дна котла осадившуюся воду.
Омыленную массу спускают из котла в другой котел, охлаждающийся водой, и в нем размешивают до охлаждения массы до 85-90° Ц. Затем оставляют в покое и дают массе затвердеть. Если в мази окажутся комки, ее пропускают через вальцы.
Иногда мази окрашиваются анилиновыми красками, которые растворяются сначала в небольшом количестве нагретого веретенного масла и прибавляются после того, как влито все минеральное масло. Руководствуясь всеми этими указаниями, можно по следующим рецептам изготовить:
а) 16 репного масла, 4 олеина, 3 гашеной извести, 3 натронного щелока в 40° Б., 74 веретенного масла.
б) 18 кунжутного масла, 3 шерстяного масла, 4 олеина, 3 гашеной извести,5 натронного щелока в 36° Б., 67 веретенного масла.
в) 15 репного масла, 5 жженой извести, 2 натронного щелока в 36° Б., 78 веретенного масла.
г) 6 конского жира, 6 сала, 3 пальмового масла, 5 жженой извести, 1 натронного щелока в 40° Б., 79 веретенного масла.
д) 15 репного масла, 5 канифоли, 5 олеина, 5 гашеной извести, 1 натронного щелока в 30° Б., 69 веретенного масла.
е) 11 репного масла, 4 сала, 1 смолы, 1 олеина, 4 жженой извести, 3 натронного щелока в 30° Б., 76 веретенного масла.
ж) 20 очищен, горного воска, 72 веретенного масла, 8 натронного щелока в 36° Б.
з) 15 горного воска очищ., 10 нефтяной кислоты, 65 веретенного масла, 10 натронного щелока в 24° Б.
и) 20 ворвани, 5 олеина, 5 жженой извести, 3 натронного щелока в 24° Б., 67 веретенного масла.Для окраски следует считать на 100 кг жира 20-25 г хинолиновой желтой или красного Судана G (анилин, краска для жиров) — для чисто желтого цвета и 30 Судана II — для оранжевого цвета.2. Консистентные мази, омыленные холодным способом.

15 олеина, 78 веретенного масла, 7 натронного щелока в 24° Б.

3. Консистентные мази, плавящиеся при высокой температуре:
а) 10 репного масла, 10 касторового масла, 70 машинного масла, 10 натронного щелока в 30° Б. Точка плавления 170° Ц. Способ приготовления тот же, как выше сказано.
б) 8 репного масла, 8 касторового масла, 8 олеина, 66 машинного масла, 10 гашеной извести. Точка плавления 125° Ц. Способ приготовления тот же.
в) 10 репного масла, 15 касторового масла, 63 машинного масла, 12 натронного щелока в 30° Б. Точка плавления 150° Ц. Приготовление то же.

4. Американская консистентная мазь «Hard-Tallow Grease» приготовляется следующим образом: 16 стеарина, 4 гашеной извести, 80 машинного масла, очищенного, вязкости в 5-6° по Э (По Энглеру. Для определения вязкости масел при различных температурах имеется вискозометр Энглера, и вычисление вязкости производится по градусам (Градусы Энглера.) при 50° Ц.

5. Консистентная мазь «Оссаголь» для смазывания Кольцовых частей машин приготовляется: 4 репного масла, 1 гашеной извести, 95 очищенного веретенного масла.

6. Консистентная мазь, более мягкая для нанесения ее кистью или при помощи пульверизации (револьверным пульверизатором). Состав и способ приготовления такой же, как и других консистентных мазей. Только веретенного масла берут на 10-15% больше, в зависимости от желаемой точки плавления и требуемой степени мягкости. Точка плавления должна быть между 50 и 70° Ц.

7. Смазочные мази, приготовляемые путем омыления для гребенчатых и зубчатых колес. Для их изготовления применяют различные материалы, как видно из нижеприведенных рецептов. Очень часто прибавляют графит или тальк. Твердые составные части растапливают, затем прибавляют жидкие составные части и, как только температура достигнет 90° Ц, вливают тонкой струёй, при постоянном помешивании, щелок. Тальк и графит прибавляют тоже при помешивании непосредственно до или после вливания щелока. Затем поддерживают температуру в 110-120ё Ц, пока не наступит омыления, т. е. пока вынутая и охлажденная капля, при нажатии на нее пальцем, не выпустит из себя больше жидкости. После этого продолжают размешивание до начинающегося охлаждения. Работу лучше производить в котлах с двойными стенками, нагреваемыми паром. Вот три испытанных на практике рецепта:
а) 15 сырого горного воска, 80 минерального масла, 5 натронного щелока 40° Б.
б) 25 сырого шерстяного жира, 10 отбросов жира, 55 минерального масла, 10 натронного щелока 30° Б.
в) 15 сырого горного воска, 70 минерального масла, 10 талька, 5 натронного щелока 40° Б.

8. Мази, приготовленные без омыления:
а) 20 церезина, 70 нефтяных остатков, 10 графита.
б) 20 церезина, 5 канифоли, 65 нефтяных остатков, 10 графита.
в) 40 шерстяного жира, 30 сала, 10 репного масла, 20 талька или графита.
г) 40 шерстяного жира, 30 консистентной мази (см. выше), 30 графита.

9. Смазочная мазь для зубчатых колес: 15 консистентной мази, 30 шерстяного жира, 10 нефтяных остатков и 45 графита. Растворяют 17 озокерита, 17 сала и 16 шерстяного жира, прибавляют 50 графита, продолжая размешивать до охлаждения.

10. Смазочные мази для шариковых подшипников.
а) Отличные результаты дает во многих случаях тоже свободный от кислот вазелин с точкой плавления в 40-45° Ц.
б) Лучшим смазочным средством для тяжелых шариковых подшипников являются очень вязкие очищенные машинные масла или, еще лучше, фильтрованные, светло- зеленые густые цилиндровые масла.
в) Для более легких подшипников, как в велосипедах и т. п., употребляют желтое веретенное или вазелиновое масло вязкостью в 4-6° по Э при 20° Ц и точкой затвердения в 5° Ц.

11. Смазочное масло для пусковых рычагов служит для предупреждения образования искр при пуске в ход машины. Представляет продукт дистилляции или очищения минерального масла. Такое масло должно быть абсолютно свободно от воды, кислот и механических нечистот. В общем, от него требуются следующие свойства: уд. вес при 20° Ц. = 0,880-0,900, температура воспламенения, по возможности, выше 170° Ц., точка затвердевания ниже-20° Ц.

12. Смазочная мазь для компрессоров служит, главным образом, для смазывания маслянок в компрессорах. Растопляют 22 парафина и 11 церезина и смешивают с 67 керосина. Мазь иногда подкрашивают красной, растворимой в жирах, анилиновой краской, напр., Sudanrot.

13. Смазочное масло для паровых турбин. К этим маслам предъявляют большие требования, так как они подвергаются в течение продолжительного времени сильному нагреванию в паровых турбинах. При случайном соприкосновении с конденсационной водой они ни в коем случае не должны образовывать эмульсий.

Для этой цели могут быть употребляемы только очищенные, свободные от кислот минеральные масла со следующими свойствами: вязкость при 20° Ц 9-13° по Э. при 50° Ц. 2,5-4° по Э., уд. вес 0,870-0,900, температура вспышки 160° в закрытом аппарате, точка затвердевания — от 5° до 10° Ц., содержание золы не больше 0,003%.

14. Смазочные мази для кранов служат для придания легкого хода всяким видам кранов при обыкновенной температуре. Изготовление их очень простое и состоит в расплавливании составных частей. Следует только иметь в виду, что излишнее повышение температуры над точкой плавления, а также длительное нагревание ведет всегда к получению продуктов более низкого качества вследствие «перегревания материалов. Лучше всего производить растапливание в котлах с двойными стенками, нагреваемых паром. Если таковых не имеется, то растапливают на огне, с соблюдением большой осторожности:
а) 20 парафина, 30 цилиндрового масла, 50 графита.
б) 50 консистентной мази (см. выше), 50 графита.
в) 20 шерстяного жира, 30 парафина, 20 цилиндрового масла, 30 графита.
г) 50 машинного масла (дистилл.), 30 сала, свободного от кислоты, 20 графита.

15. Смазочные мази для паровпускных кранов. Эти мази находят применение в местах с высокой температурой, напр., в монометрах, водомерных стеклах и т. п. Они приготовляются, обыкновенно, простым растапливанием основных составных частей, в редких случаях омылением. В готовую, еще теплую массу примешивают твердые составные части, как графит и тальк, и продолжают размешивание до начинающегося охлаждения, чтобы воспрепятствовать осаждению графита и талька. Помимо этих двух твердых веществ, употребляют еще смолу, сало, шерстяной жир, каучук, цилиндровое масло и т. п.

а) 55 сала, 25 церезина, 10 каучука, растворенного в бензине, 10 графита.
б) 30 цилиндрового масла, 20 парафина, 50 тончайшего порошка графита.
в) 10 каучука, 25 цилиндрового масла, 36 сала, 2 парафина, 27 графита.
г) 50 шерстяного жира, 5 каучука, 45 графита.
д) 50 консистентной мази (см. выше), 50 графита.
е) 40 консистентной мази (см. выше), 10 цилиндрового масла, 50 графита.

Во всех рецептах, где применяется каучук, требуется его растворить в 3-5-кратном количестве бензола. Раствор бензола прибавляется к растопленной смеси при полном отсутствии дневного света или огня, а затем смесь нагревается в водяной бане до тех пор, пока не улетучится весь бензол. При больших количествах нужно, разумеется, бензол перегнать и снова добыть.

16. Смазочные мази для паровпускных кранов (омыленные):
а) 22 сырого шерстяного жира растапливают с 7,5 цилиндрового масла, 7,5 сырого смоляного масла и 7,5 глинозема (жирнокислого). К горячей смеси прибавляют хорошо размешанную пасту, состоящую из 3,5 гашеной извести, 15 цилиндрового масла и 37 графита. Полученную смесь поддерживают, при постоянном размешивании, на температуре в 100° Ц., до тех пор, пока не наступит омыления, т. е. пока вынутая, охлажденная капля, при слабом на нее нажатии пальцем, не будет выпускать из себя жидкости.
б) 85 шерстяного жира, 5 каучука, растворенного в 25 бензола, 10 натронного щелока 24° Б. После испарения бензола омыление происходит таким же образом, как в предыдущем рецепте.

17. Мазь для болторезных станков служит для смазывания самих станков и обрабатываемых предметов. Употребляется в виде 5-10% водного раствора. Изготовление такое же, как изготовление мазей, употребляемых при обработке металлов (см. ниже).
Берут 8 шерстяного жира, 8 канифоли, 8 олеина, 16 машинного или веретенного масла. Смесь омыляют семью частями 48% калийного щелока, после чего прибавляется, при постоянном размешивании, 53 воды.

18. Мазь для смазывания веретен кольцевых ватеров в текстильной промышленности. Для этой цели можно употреблять растопленную смесь воска с вазелиновым маслом. Однако эта смесь имеет тот недостаток, что она очень трудно смывается из ткани, если на нее попадет. Гораздо лучше, но, конечно, и дороже те продукты, которые смываются без остатка мыльной водой или слабым раствором соды. Эти продукты получаются также путем растапливания. Обыкновенно точка плавления находится на 35-40° Ц., но в некоторых случаях требуется, чтобы она доходила до 50° Ц. Для достижения более высокой точки плавления т. е. для придания мази большей твердости, прибавляют небольшое количество горного или карнаубского воска.

19. Мази для веретен, не целиком смазывающиеся, а) 30 белого церезина, 4 сала, 66 белого вазелинового масла.
б) 20 белого церезина, 5 стеарина, 10 свиного сала, 1 ядрового мыла, 64 белого вазелинового масла.
в) 20 сала, 10 стеарина, 5 ядрового мыла, 65 белого вазелинового масла.

20. Мази для веретен, смывающиеся без остатка:
а) 20 очищ, карнаубского воска, 40 сала, 40 костяного масла.
б) 20 очищ. горного воска, 20 сала, 20 свиного сала, 40 костяного масла.

21. Мази для смазки пунсонов, штампов и т. п. 80 консистентной мази (см. выше), 20 шерстяного жира.

22. Смазочные масла для пунсонов, штампов и т. п.:
а) 75 очищ, веретенного масла, 25 касторового, приготовленного как для автомобильных масел (см. ниже).
б) 10 стеарина, 40 олеина, 50 очищ. веретенного масла.
в) 15 стеарина, 60 олеина, 25 льняного масла.

Кроме того, можно употреблять все масла, помещенные для смазки форм (см. ниже  23).

23. Смазочные масла для форм и моделей служат для смазывания форм и моделей в различных отраслях промышленности. Чистые масла растительного и животного происхождения слишком дороги, а потому в настоящее время они заменяются смесями их с минеральными маслами. Состав их, в сущности, безразличен, они должны только удовлетворять следующим требованиям: обладать высокой температурой вспышки и сгорать без остатка. С этой точки зрения и были составлены следующие рецепты:
а) 60 газового масла, 30 льняного масла, 10 ворвани.
б) 20 канифоли, 20 ворвани, 60 нефтяных остатков.
в) 75 цилиндрового масла, 25 репного или льняного масла или ворвани.
г) 85 льняного масла, 15 веретенного масла (дистилл.). Этот рецепт предназначен специально для литейных мастерских.
д) 25 олеина, 75 веретенного масла- специально для цементных форм, для пластических масс, папье-маше.
е) 12 стеарина, 4 церезина, 85 керосина- специально для фарфоровых заводов.

II. Смазочные масла и пасты, употребляемые при обработке металлов.
Эти продукты служат для охлаждения металлических предметов, обрабатываемых на сверлильных, фрезерных и токарных станках. Они заменяют употреблявшиеся в прежнее время мыльные растворы, жирные масла и т. п. Они образуют с водой или прозрачный раствор, или белую эмульсию. Они смешиваются с водой в любой пропорции и даже при долгом стоянии не должны давать никаких осадков. Они должны реагировать нейтрально и. не должны содержать составных частей, вредно действующих на обрабатываемые металлы. На обрабатываемом предмете они должны оставлять тончайшую пленку масляного слоя для предохранения его от ржавчины и не должны оставлять клейких выделений.
Если случается, что хорошо растворяющиеся вначале или хорошо эмульгирующие масла теряют затем эти свойства, то на это-могут быть разные причины. Если для изготовления были применены нашатырные мыла, то эти мыла, особенно в тепле, легко подвергаются разложению, от чего совсем или частично теряется способность эмульгирования. Так как приготовленные таким образом продукты, кроме того, образуют на обрабатываемом предмете ржавчину, то в приводимых ниже рецептах не помещены такие, в состав которых входят нашатырные мыла.
Продукты, изготовленные с натронными или калийными мылами, не образуют ржавчины, но могут также потерять способность- эмульгирования. Если, напр., в качестве растворителя употребляют спирт, бензин или бензол и хранение готовых продуктов происходит в тепле, в плохо закрытых сосудах, то растворитель улетучивается и смазочное масло становится непригодным или теряет в качестве. Такие продукты можно сделать снова пригодными прибавлением растворителя, но первосортного товара уже не получится. Избежать этот недостаток можно употреблением в качестве растворителя слаболетучего метильгексалина. Поэтому в нижеприведенных рецептах можно везде заменить спирт тем же количеством метилгексалина или гексалина.
Изготовление смазочных масел и паст для обработки металла сравнительно простое и производится, за редкими исключениями, холодным способом. Для этого употребляют или деревянные чаны с вращающимися лопастями, или цилиндрические железные сосуды с механическими мешалками. Требуются еще насосы для вливания масел, монжу для щелока и электромотор для вращения мешалки.
В качестве минерального масла употребляют, главным образом, очищенное веретенное масло, свободное от парафина, но употребляют также обычные машинные масла.

1. Смазочные масла для обработки металлов нужно рассматривать, как коллоидальные растворы мыла в минеральных маслах, а именно натриевых, калиевых или нашатырных мыл, смоляных и жирных кислот различного происхождения. Ввиду некоторых особенностей смоляных и жировых кислот в отдельных рецептах количество щелока не всегда строго точно. Иногда его приходится увеличить или уменьшить. Если взято было слишком много щелока, т. е. готовый продукт показывает сильную щелочную реакцию, то исправляют ошибку добавлением жировой кислоты. Лучше всего установить пробой, требуется ли прибавить еще щелока или жировой кислоты; для этого готовый продукт смешивают и взбалтывают с водой и наблюдают в течение некоторого времени, выделяет ли эмульсия неомыленное масло или нет. Последующее добавление щелока или жировой кислоты или растворителя должно производиться очень осторожно, маленькими количествами и при постоянном размешивании.

Способ приготовления следующий. При смазочных маслах, содержащих смолу, растопляют сначала смолу с небольшой частью минерального масла, затем прибавляют остальное количество минерального масла и дают смеси остыть до температуры окружающего воздуха. В других случаях хорошенько смешивают жировую кислоту с минеральным маслом. Затем прибавляют осторожно щелок и от времени до времени берут на пробу некоторое количество, чтобы испытать способность образовать эмульсию. Смазочные пасты должны иметь консистенцию жидкого мыла от белого до желтоватого цвета.

Смазочные масла представляют вязкую жидкость, желтого до желтовато-коричневого цвета. Вот целый ряд испытанных на практике рецептов:
а) 28 ализаринового масла, 54 веретенного масла (очищен.), 6 олеина, 6 едкого натра (раствор 35° Б.), 6 спирта.
б) 25 олеина, 65 веретенного масла (очищен.), 10 едкого натра (раствор 50° Б.).
в) 30 смолы, 20 сырого смоляного масла, 30 веретенного масла (очищен.), 20 едкого натра (раствор 35° Б.).

Смазочные масла без содержания смолы, употребляемые при обработке металлов:
а) 15 олеина, 75 веретенного масла (очищен.), 5 едкого натра (раствор 40° Б.), 5 спирта.
б) 15 олеина, 75 веретенного масла (очищен.), 5 едкого калия (раствор 40° Б.), 5 спирта.
в) 30 ализаринового масла, 50 веретенного масла (очищен.), 10 едкого натра (раствор 20° Б.), 10 спирта.
г) 30 олеина, 55 веретенного масла (очищен.), 7,5 едкого натра (раствор 38° Б.), 7,5 спирта.
д) 20 жировой кислоты, 65 веретенного масла (очищен.), 7,5 дкого натра (раствор 24° Б), 7,5 спирта.
е) 20 олеина, 60 веретенного масла (очищен.), 10 едкого натра (раствор 20° Б.), 10 спирта.
ж) 12,5 нефтяной кислоты, 12,5 олеина, 50 веретенного масла дочищен.), 12,5 едкого натра (раствор 24° Б.), 12,5 спирта.
з) 6 нефтяной кислоты, 22 кислоты ворванного жира, 42 веретенного масла (очищен.), 15 едкого натра (раствор 40° Б.), 15 спирта.
и) 25 кислоты ворванного жира, 55 веретенного масла (очищен.), 10 едкого калия (раствор 38° Б), 10 спирта.
к) 8 нефтяной кислоты и 8 кислоты из шерстяного жира при нагревании омыляются 8 калийного щелока в 24° Б. до тех пор, пока не образуется полутвердого мыла, которое при нагревании растворяют в 66 очищенного веретенного масла. После охлаждения прибавляют осторожно небольшими количествами при постоянном помешивании 10 перегнанной воды.

2. Смазочные масла, употребляемые при обработке металлов, без смолы. Эти смазочные масла считаются второсортными, так как они всегда оставляют более или менее липкие осадки на обрабатываемых предметах:
а) 10 сырого смоляного масла, 10 олеина, 70 веретенного масла (очищ.), 5 едкого натра (раствор 36° Б.), 5 спирта.
б) 20 сырого смоляного масла, 30 олеина, 35 веретенного масла (очищен.), 7,5 едкого натра (раствор 40° Б.), 7,5 спирта.
в) 25 канифоли, 60 веретенного масла (очищен.), 7,5 едкого натра (раствор 40° Б.), 7,5 спирта. В случае надобности это масло очищают олеином.
г) 28 смолы растапливают с 20 очищен, веретенного масла и перед полным охлаждением смешивают с 9 ализаринового масла. Затем прибавляют 3 олеина, хорошо размешивают и смешивают с 36 конденсационной воды. Потом все омыляется смесью из 2,4 едкого натра (раствор 20° Б), и 1,5 спирта.
д) 25 канифоли, 3 олеина, 57 веретенного масла (очищен.), 7,5 едкого калия (раствор 30° Б), 1,5 спирта.

3. Смазочные масла для обработки металла без спирта:
а) 6 канифоли, 35 сырого смоляного масла, 35 ализаринового масла, 24 веретенного масла (очищен.), едкого натра (раствор 36° Б.) сколько потребуется. Очистить олеином.
б) 30 ализаринового масла, 60 веретенного масла (очищен.), 5 олеина, 5 едкого калия (раствор 40° Б.).

III. Смазочные мази для смазки приводных ремней.
Эти мази служат не для сохранения кожи ремней, а для предупреждения их от соскальзывания. Они должны повысить трение, а потому к ним прибавляют клейкие примеси, как-то сало, смолу или каучук. Клеющее действие не должно быть, однако, слишком сильным, иначе ремни могут лопнуть.
В целях удешевления мази для ремней очень часто делают из смолы и минерального масла, хотя оба эти стредства вредны для ремней. От длительного употребления таких мазей ремни становятся ломкими. В нижеприводимых рецептах мазей для приводных ремней первым сортом помечены мази, в которые не входит смола и минеральное масло, а вторым сортом мази, в которые входят эти составные части.
Приготовление смазочных мазей для приводных ремней чрезвычайно простое. Оно заключается в плавлении отдельных составных частей, в редких случаях применяется омыление.
Мази выделываются обыкновенно в виде палочек цилиндрической или призматической формы или полужидкими. В последнем случае мазь наносится с помощью кисти.
При изготовлении смазочных мазей следует обращать особое внимание на то, чтобы при растапливании температура, по возможности, не превышала точки плавления. Иначе может произойти разложение, в особенности при применении смолы. Результатом этого является понижение качества продукта, клеющее действие которого значительно уменьшается от слишком высокой температуры.
Выливание в формы производят, когда температура массы опустится до 50-60° Ц. При растапливании следует употреблять котлы с двойными стенками и плавление производить с помощью пара. В таком случае можно точно регулировать температуру, чего нельзя при котле, поставленном непосредственно на открытый огонь. Последние имеют еще другой недостаток, что при разогревании содержимое котла может перекипеть и загореться.

1. Смазочные мази для ремней 1-го сорта:
а) 75 сырого шерстяного жира, 25 касторового масла (технического).
б) 27 сала и 2 каучука растапливаются вместе, затем к смеси прибавляют 15 ворвани, а под конец 56 шерстяного жира.
в) 60 шерстяного жира, 25 сала, 15 ворвани.
г) 50 шерстяного жира, 25 сала, 25 льняного масла.

2. Смазочные мази для ремней 2-го сорта:
а) 50 смолы, 5 парафина, 45 веретенного масла.
б) 50 смолы, 5 парафина, 45 ворвани.
в) 53 смолы, 7 парафина, 16 шерстяного жира, 24 сала.
г) 60 смолы, 10 церезина, 30 шерстяного жира.
д) 50 смолы, 40 шерстяного жира, 5 церезина, 5 цилиндрового масла.
е) 65 смолы, 35 веретенного масла (очищен.).
ж) 40 смолы, 40 смоляного масла, 20 веретенного масла (очищен.).
з) 60 смолы, 20 смоляного масла, 20 касторового масла (технического).
и) 50 смолы, 30 шерстяного жира, 20 дегра ( Дегр — жир, отжатый из жированной кожи.).
к) 50 смолы, 30 сала, 20 парафина.

3. Смазочные мази для ремней, приготовленные омылением:
а) 50 смолы, 8 сала, 30 шерстяного жира, 5 парафина растапливают вместе, затем при постоянном помешивании вливают тонкой стру„й 7 едкого натра (раствор в 10° Б.) и дают медленно кипеть, пока не наступит омыления, т. е. когда вынутая для пробы на стеклянную пластинук капля не застынет и при слабом нажиме на нее пальцем из нее не выступит жидкости.
б) 50 смолы, 20 шерстяного жира, 23 веретенного масла (очищен.), 7 едкого натра (раствор в 15° Б.). Способ приготовления тот же, что и в первом рецепте.
в) 45 смолы, 22 сала и 23 белого вазелинового масла растапливают вместе, омыливают, как сказано в первом рецепте, 3 раствором поташа в 20° Б., после чего в омыленную массу просеивают 7 осажденной углекислой извести, размешивают до начинающегося охлаждения и разливают в формы.

4. Смазочные мази для ремней, мягкие:
а) 20 смолы, 20 сала, 40 шерстяного жира, 20 ворвани.
б) 30 смолы, 20 мягкого парафина, 25 сала, 25 шерстяного жира.

5. Смазочные масла для ремней для нанесения кистью:
а) 50 смолы, 50 светлого смоляного масла.
б) 60 олеина, 20 смолы, 15 веретенного масла (очищен.), 3 касторового масла, 2 спирта.
в) 6 смолы, 4 сала, 30 ворвани, 20 окисленного репного масла, 50 вареного льняного масла.
г) 50 смолы, 50 веретенного масла (очищен.).
д) 4 смолы, 6 сала, 40 ворвани, 50 льняного масла.

6. Смазочное масло каучуковое для ремней. 10 смолы, 20 шерстяного жира, 30 ворвани, 1 каучука, растворенного в 6 бензоле, 33 скипидара.

7. Смазочные мази специально для хлопчатобумажных ремней и ремней из балата:
а) 80 касторового масла (технич.), 20 сала.
б) 30 смолы, 20 сала, 50 ворвани или льняного масла.
в) 25 смолы, 25 шерстяного жира, 25 веретенного масла (очищен.), 15 ворвани, 10 графита.

IV. Смазочные мази для канатов.
Смазочные мази употребляются для предохранения канатов, а также блоков, по которым скользят канаты, от слишком быстрого изнашивания. При употреблении они не должны крошиться и должны противостоять морозу. Зимой они приготовляются немного более мягкой консистенции, чем летом.
Они приготовляются или горячим способом путем омыления, или путем растапливания составных частей. Последний способ очень прост и не требует пояснений. При омылении растопленные при умеренной температуре жиры и масла смешиваются со щелоком при 80° Ц и при постоянном помешивании нагреваются до 100-120° Ц, пока не наступит омыления. Узнается это по тому, что вынутая и охлажденная на стеклянной пластинке капля при слабом нажатии на нее пальцем не выпускает из себя жидкости. Если при омылении масса стала слишком твердой, то можно осторожным добавлением минерального масла довести ее до нужной густоты.
При изготовлении маленьких количеств размешивание производится ручным способом, при больших же количествах- исключительно механическими мешалками. Во избежание перекипания и могущего произойти воспламенения рекомендуется употреблять котлы с двойными стенками, нагреваемые паром.

1. Мази для пеньковых канатов, омыленные горячим способом:
а) 5 церезина, 10 канифоли, 10 сала, 20 шерстяного жира, 10 сырого смоляного масла, 5 древесного дегтя, 30 минерального масла (очищен.), 10 едкого натра (раствор в 20° Б.).
б) 30 шерстяного жира, 60 солярного масла (синеватого), 10 едкого натра (раствор в 38° Б.).

2. Мазь для пеньковых канатов, омыленных холодным способом. а) Смешивают 20 серого смоляного масла и 50 парафинового масла и, при помешивании, прибавляют сквозь сито массу, растертую из 21 парафинного масла, 8 гашеной извести и 1 едкого натра (раствор в 20° Б.). Размешивают до начинающегося сгущения, после чего оставляют стоять 12 час для окончания процесса. омыления.

3. Мазь для пенковых канатов, без омыления:
а) 85 шерстяного жира, 5 льняного масла, 10 графита (в порошке).
б) 75 сала, 25 ворвани.

Прибавлять в мазь наполнители, как мел, тальк, тяжелый шпат, не рекомендуется.

V. Смазочные масла для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов.
Прекрасным смазочным маслом для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов служит техническое касторовое масло в соединении с очищенным минеральным маслом. Но в отличие от других жирных масел касторовое масло не смешивается с минеральными маслами. Чтобы сделать его способным к смешиванию, нужно подвергнуть его перегонке в перегонном кубе с примыкающим к нему сосудом- холодильником и перегоняют 5- 10% касторового масла. Перегнанную часть, состоящую из энантола, ундециленовой кислоты, можно применять для изготовления более низких сортов смазочных мазей, как, напр., колесной мази. Оставшееся в кубе касторовое масло смешивается с минеральными маслами в любой пропорции.

Кроме того, для автомобильных масел можно приготовить смеси очищенных машинных или цилиндровых масел различной вязкости. Масла должны быть свободны от кислот, воды и механических нечистот. Нельзя смешивать вместе веретенные масла с цилиндровыми.

Автомобильные масла должны обладать следующими свойствами:
а) Густое масло для летнего времени. Вязкость при 50° Ц 7-11° по Э., уд. вес при 20° Ц 0,880-0,940, температура вспышки-210° Ц, точка затвердевания летом не имеет значения
б) Жидкое масло для зимнего времени. Вязкость при 50° Ц 4-7° по Э., уд. вес при 20° Ц 0,870-0,940, температура вспышки — 170° Ц, точка затвердевания — 12° Ц.
в) Цилиндровое масло для автомобилей. Вязкость при 50° Ц 5-10° по Э., уд. вес при 20° Ц 0,890-0,940, температура вспышки 175-200° Ц, точка затвердевания от 0 до -5° Ц.

1. Смазочные мази для моторов. Изготовление их такое же, как консистентные мази из репного масла (см. выше), только вместо веретенного масла берут темное цилиндровое масло. Но можно также холодным или полугорячим способом изготовить мази для автомобильной промышленности след. образом:
20 олеина смешивают с 72 темного цилиндрового масла. Для лучшего смешивания нагревают до 40-45° Ц. Затем при постоянном помешивании механической мешалкой прибавляют 8 едкого натра (раствор 40%) и продолжают размешивать до наступления омыления.
Если при слишком быстром прибавлении щелока в мази образуются комки, то нужно пропустить ее между вальцами. Но лучше если этого можно избежать, так как олеиновые мази при вальцевании легко делаются слишком мягими.

2. Смазочная мазь для велосипедных цепей:
а) 35 сала и 15 хлопчатникового масла растапливают и смешивают между собой. В теплую еще смесь примешивают 50 графита (в порошке), размешивают до начинающегося охлаждения и разливают массу в коробки.
б) Растапливают 50 церезина, примешивают 50 графита, продолжают размешивать до начинающегося охлаждения, после чего отливают из массы палочки.

Примечание. Для получения белой мази графит заменяется тем же количеством талька.

VI. Колесные мази.

Колесные мази принадлежат к густым, твердым мазям и приготовляются холодным или горячим способом омыления смолы, смоляного масла, шерстяного жира, горного воска и т. п. и соединением их с минеральными или дегтярными маслами. В качестве щелочей для омыления служит известь, гашеная известь и раствор едкого натра. Очень часто для увеличения веса мази прибавляют тальк, тяжелый шпат или легкий шпат. Эти наполнители служат только для удешевления мази. Если количественное отношение их не превышает 10-15% и если употребляется тальк, то это не понижает качества продукции. Если же наполнители входят в состав мази в количестве 20 и больше процентов, то это нужно безусловно квалифицировать как обман.
Приготовление колесных мазей сравнительно простое. Для холодного способа требуется мешалка, а для горячего способа- нагреваемый паром котел с двойными стенками и с мешалкой.
Приготовление холодным способом производится следующим образом. Масла или жиры основательно размешиваются с 2/3 всего количества минерального или дегтярного масла. Оставшееся количество минерального или дегтярного масла растирают до гладкости с гашеной известью и с наполнителями, если таковые употребляются, и полученную смесь прибавляют сквозь сито в первую смесь жира с маслом. Размешивание продолжается до тех пор, пока не начнется сгущение, после чего массу оставляют в по кое на 6-8 час, для завершения процесса омыления.
При изготовлении горячим способом растапливают жир, горный воск и т. п. со всем количеством минерального или дегтярного масла и тонкой стру„й вливают щелок, при постоянном размешивании. Нагревание продолжается, при размешивании, до наступления омыления, после чего оставляют массу в покое. Наступившее омыление узнается по тому, что вынутая и охлажденная проба при нажатии на нее пальцем не выпускает из себя больше жидкости. Если при горячем способе употребляются наполнители, то они прибавляются к горячей смеси жира с маслом до приливания щелока.
Точка плавления колесных мазей колеблется между 70-110° Ц. Приготовленные горячим способом мази при сравнительно одинаковом составе тверже мазей, приготовленных холодным способом.

1. Колесные мази, приготовленные холодным способом:
а) 25 сырого смоляного масла, 65 солярного масла (синеватого), 8 гашеной извести, 2 голландской сажи.
б) 30 сырого смоляного масла, 25 нефтяных остатков, 35 солярового масла (синеватого), 10 гашеной извести.
в) Естественного цвета: 30 сырого смоляного масла, 58 солярового масла (синеватого), 12 гашеной извести.
г) Зеленого цвета: 22 сырого смоляного масла, 66 зеленого масла, 12 гашеной извести.
д) Желтого цвета: 48 кг веретенного масла (очищен.), 17 кг сырого смоляного масла, 8 кг гашеной извести, 50 г золотисто-желтой или метаниловой желтой анилиновой краски, растворенной в 1,5 кг раствора едкого кали в 40° Б.
е) Коричневого цвета: 48 кг веретенного масла (очищен.), 17 кг сырого смоляного масла, 8 кг гашеной извести, 50 г кислотной бурой (Saurebraun), растворенной в 1,5 кг раствора едкого кали в 40° Б.

Примечание. Раствор анилиновых красок прибавляется к смеси веретенного и смоляного масел до просеивания в нее смеси из гашеной извести с веретенным маслом.

2. Колесные мази, приготовляемые горячим способом:
а) 25 шерстяного жира, 65 дегтярного масла (получаемого от сухой перегонки бурых углей), 10 едкого натра (раствор 40° Б).
б) 10 горного воска, 82 дегтярного масла, 8 едкого натра (раствор в 28° Б).

3. Колесная мазь для экипажей, вагонеток и т. п. Эта мазь приготовляется из отбросов смазочных масел. Если вязкость их недостаточна, их смешивают с густыми отбросами минерального масла или, для удешевления, с дегтярным маслом. Однако прибавлять много дегтярного масла не следует, так как смазочная способность его невелика. Вязкость колесных мазей должна равняться 5-6° по Э. при 50° Ц, точка затвердевания — 5° Ц, температура воспламенения 130° Ц.

VII. Копытные мази.
Копытные мази служат для смазывания копыт в целях предохранения их от трещин. Для этой цели более всего пригодны животные жиры и масла, как-то: сало, шерстяной жир, ворвань и т. п. Менее пригодны минеральные мас

http://mobileelectronics.com.ua/wordpress/wp-content/uploads/2013/04/0a2d591e75351.jpghttp://mobileelectronics.com.ua/wordpress/wp-content/uploads/2013/04/0a2d591e75351-75x120.jpgfordmaxСтатьиСмазочные масла и мази - Справочник кустаря I. Машинные масла и мази. II. Смазочные масла и пасты, употребляемые при обработке металлов. III. Смазочные мази для смазки приводных ремней. IV. Смазочные масла для канатов. V. Смазочные масла для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов. VI. Колесные мази. VII. Копытные мази. VIII. Смазочные масла для разных целей. IX. Смесь. Еще недавно среди...Mobile Electronics разработка и производство РЭА система контроля объектов охранные системы интеллектуальные датчики