Оставив экологические аспекты вопроса удаления катализатора, рассмотрим причины которые ведут к выходу его из строя, как это влияет на работу двигателя , какие ошибки в системах управления двигателем при этом возникают . Эмуляторы катализатора протестирован на Toyota FJ Cruiser, Hyundai, Toyota, Suzuki, Ford, Audi, KIA, Chevrolet, Chrysler, BMW, Mercedes и многими другими.

Отказы катализатора можно разделить на 3 вида – ухудшение работы ( потеря свойств ) – оплавление катализатора – разрушение катализатора В первом случае особых изменений сопротивления выпускного тракта не возникает, но в зависимости от производителя авто и алгоритмов блоков управления возможно некоторые “неприятности” , отключение круиз-контроля при появлении ошибки, блокирование переключения АКПП выше третьей передачи, увеличение расхода топлива. Во втором случае возникает сильное сопротивление потоку выхлопных газов , увеличивается давление на выходе из головки блока цилиндров. Двигатель начинает ” давиться” и не раскручивается до максимальных оборотов. В третьем случае сопротивление выхлопу не возникает не такое сильное , но возникает характерный “грохот” в корпусе катализатора при езде и резком нажатии на педаль газа

Наиболее частые причины потери эффективности катализатора – низкое качество топлива – слишком богатая смесь из-за отказа датчиков двигателя – неправильное давление топлива в системе впрыска – отказ первого (докатализаторного) датчика кислорода, так называемое “зависание в 0” т.е. в положении бедная смесь, что приводит к сильному обогащению смеси ( на сегодня на большей массе авто не более 25% ). – Срок службы снижается при постоянной езде на повышенных оборотах и любви к режимам “тапка в пол”.

Первый и наиболее частый отказ катализатора – это потеря его эффективности. На катализаторе прекращаются процессы окисления не сгоревшего топлива . Это обычно сопровождается появлением ошибки P0420 – эффективность катализатора ниже порога. Но не всегда эта ошибка вызвана отказом катализатора и поэтому нуждается в уточнении. Чтобы убедиться в причине ошибки необходимо с помощью осциллографа или диагностического прибора проследить за изменением сигнала датчика кислорода установленного после катализатора.

Так что же может являться причиной возникновения кода P0420 ? Есть целый ряд причин, которые могли бы быть причиной возникновения ошибки P0420 – низкая эффективность катализатора. Наиболее распространенная проблема в том, что каталитический нейтрализатор сам не функционируют должным образом. Другая вероятная причина в том, задний ( послекатализаторный ) датчик кислорода не работает должным образом. Также возможны случаи включающие в себя : – утечки в выхлопной системе до датчика содержания кислорода – повреждения выхлопной системы – повреждение проводов датчика – повреждение проводки к датчику – критическому уменьшению зазоров выпускных клапанов – бедной смеси ( в этом случае код 0420 будет “сопровождающим” для других кодов ) – при работе авто на газу в “круизном” режиме езды из-за другой стехиометрии смеси ( на некоторых типах двигателей ) Если при работе прогретого двигателя на холостом ходу сигнал второго датчика кислорода повторяет или очень похож на форму сигнала первого ( докатализаторного ) лямбда-зонда и например меняется так как показано на рисунке:

то это полная потеря свойств катализатора. В этом случае для удаления ошибки необходима или замена катализатора или установка эмулятора катализатора типа Эмулятор катализатора Spider-CEMM. В общем случае содержание кислорода в выхлопных газах после катализатора должно быть ниже, чем до него. Это – следствие расходования части кислорода на дожигание продуктов горения топлива. Вариант соотношения сигналов первого и второго датчика кислорода показаны на рисунке ниже

Удаление катализатора в этом случае не обязательно. Это связано с тем что , он таки хоть что-то дожжёт, гасит ударные волны в выпускном тракте и остальная часть выпускной системы, в первую очередь первый резонатор, будут работать без перегрузок. На автомобилях Suzuki подобная ошибка P0420 приводит к : отключению круизконтроля при возникновении ошибки , блокированию переключения АКПП выше третьей передачи. На автомобилях с вычисляемыми параметрами S.T.F.T. ( кратковременная топливная поправка ) и L.T.F.T. ( долговременная топливная поправка) по второму датчику катализатора это приводит к росту расхода топлива до 1 литра на 100км. Используя перемычки выбора режима эмулятора катализатора желательно добиться ( при необходимости ) S.T.F.T. и L.T.F.T. для B1S2 B2S2 ( банк 1 зонд2 и банк 2 зонд2 ) близкие к 0. B1 и B2 ( соответственно пассажирская и водительская головка блока ) S2 в обозначениях диагностических приборов послекатализаторный датчик кислорода , S1 соответственно докатализаторный.

Особое внимание стоит обратить на Toyota FJ Cruiser и другие машины с похожими блоками управления. Особенностью их является контроль входных цепей. Подключение дополнительных элементов может привести к возникновению ошибки P0606. Эта ошибка имеет много значений для разных марок авто и требует внимательного уточнения в каждом отдельном случае.

Например Chevrolet Captiva ( перевод как в первоисточнике )

  • DTC P0606 (00): Работоспособность модуля управления
  • DTC P0606 (11): Работоспособность модуля управления (выше максимального порога)
  • DTC P0606 (12): Работоспособность модуля управления (ниже минимального порога)
  • DTC P0606 (31): Внутренняя работоспособность модуля управления (общая ошибка контрольной суммы)
  • DTC P0606 (33): Внутренняя работоспособность модуля управления (специальная ошибка памяти)
  • DTC P0606 (37): Работоспособность модуля управления (сбой процессора контроля работоспособности/защиты)
  • DTC P0606 (3C): Работоспособность модуля управления (сбой внутренней передачи данных)
  • DTC P0606 (59): Работоспособность модуля управления (таймаут защиты цепи/компонента)
  • DTC P0606 (5A): Hеработоспособность модуля управления (несогласованность) и никак не требует замены блока управления 🙂 , скорее всего требует проверки проводки авто на короткие замыкания и утечки.

Но об этом позже. Для нормальной работы эмулятора катализатора необходимо наличие исправного послекатализаторного датчика кислорода или докатализаторного.

Второй вид отказа ( разрушение или оплавление ) катализатора  

В этом случае требуется обязательное удаление остатков всех материалов из “банки” катализатора или замена его пламегасителем ( стронгера , резонатора ). Для обеспечения нормальной работы блока управления двигателем устанавливается Эмулятор катализатора Spider-CEMM. Гадание по сигналу лямбда-зонда описано в статье Гадание по лямбде или диагностика по показаниям датчика кислорода Для проверки механической целостности катализатора необходимо выкрутить датчик кислорода, расположеный перед катализатором, и померять давление выхлопа. Если оно превышает 0.5 атм избыточного давления ( а лучше 0.3 ) на любом из режимов работы значит катализатор или выхлопная система не в порядке состояние катализатора на Nissan X-Trail

Еще раз обращаем ваше внимание, что удаление катализатора необходимо только если он поврежден механически и перекрывает поток выхлопных газов ! По нашим наблюдениям ресурс каталитического конвертера составляет от 50000 км до 300000 км поэтому рекомендации по замене или удалению можно сделать только после качественной диагностики.