Неправильное давление в шинах приводит к многим неприятностям. При снижении давления в шине всего на 10 процентов от рекомендованного расход топлива возрастает в среднем на 4 процента, а срок службы резины сокращается на 30%.

 

1288349152_distancionnyj_kontrol_davlenie_v_shinax[1]Не говоря уже о том, что контролируемое поведение автомобиля тоже зависит от давления в шинах. По мнению Национального управления по безопасности дорожного движения США (NHTSA), в течение года от 6 до 10 тыс. ДТП происходят именно из-за шин. Поэтому уже в текущем году автомобили, производимые в США, должны обязательно оснащаться системами контроля давления воздуха в шинах

Эти устройства вошли в обиход сравнительно недавно, в первой половине 90-х годов. Тогда же появились технологические возможности для создания компактных и экономичных датчиков давления, оснащенных передатчиком — так называемые системы прямого замера. До этого конструкторы пытались поставить на поток системы непрямого замера давления. Их принцип действия основывается на том, что при падении (или возрастании) давления в шинах меняется радиус колеса, и процесс можно “поймать”, сопоставляя данные о скорости машины и оборотах колеса. Ведь аналогичная информация используется системами АБС или ESP, которые на многих машинах имеются уже в стандартной комплектации. Однако, по мнению некоторых производителей электроники и шин, такой расчет не совсем точен, так как не учитывает температуру в шине или проскальзывание из-за качества дорожного покрытия. Поэтому прямой замер оказался предпочтительнее.

Для получения информации используются датчики, вставляемые прямо в обод колеса. Они измеряют давление и температуру, затем отсылают эту информацию через компактный передатчик, работающий на частоте в несколько сотен мегагерц. Для экономии энергии (система работает от батареек) передача происходит только при движении автомобиля и только в том случае, если давление отличается от записанного в памяти. Некоторые системы работают и “в статике”, передавая сигнал один раз в 24 часа. Приемник собирает показания от 4 датчиков и передает информацию водителю. Самый простой сигнал тревоги — включение светодиода и звукового сигнала. Более сложные устройства могут отображать на дисплее картинку с указанием точного давления в шинах в данный момент.

Введение системы контроля давления в шинах в список обязательного оборудования подтолкнуло практически всех крупных производителей резины и электроники к созданию собственных систем. Например, Goodyear и Siemens VDO назвали свою разработку Tire IQ. “Фишка” этой системы — оценка расстояния, которое сможет проехать автомобиль без необходимости остановки для замены колеса.

Nokian Tyres и вовсе предлагает разработанный ею RoadSnoop как абсолютно отдельный продукт. Датчики-передатчики врезаются в ободья колес на шиномонтаже, а приемник можно носить в кармане или держать в салоне. После накачки шин до правильного давления данные вводятся в память прибора с помощью специальной кнопки. По расчетам Nokian, срок службы батареек RoadSnoop составит 150 тыс. км. Аналогичные системы выпускают и другие производители. Средняя стоимость с установкой составляет $200–300.